+7 727 350-51-78 Алматы
8 800 551 69 53 Россия
8 800 700-44-68 Служба поддержки

Как облака помогают в организации дистанционного обучения


Режим самоизоляции оказал существенное влияние на жизнь и здоровье людей. Нарушился привычный уклад, изменились привычки. Даже такие тривиальные действия как поход в магазин, школу или университет стали недоступны жителям стран, в которых был введен карантин.

Сразу же вскрылось множество «слабых точек»: многие виды бизнеса и представители учебных организаций оказались не готовы к переходу на цифровой формат оказания услуг. Как раз об этом нам и хотелось бы поговорить.

Технические и организационные сложности
Как вам известно, режим ЧС был введен в Казахстане чуть раньше, чем режим самоизоляции в Российской Федерации. Образовательные учреждения страны не смогли достаточно быстро адаптироваться к ситуации и оперативно организовать дистанционное обучение. На это повлияли как технические, так и организационные причины.
Многие популярные платформы и интернет-ресурсы оказались не готовы к резкому росту нагрузки на ИТ-инфраструктуру — сбои затронули даже крупные агрегаторы и площадки. Учебные заведения в попытках организовать дистанционное обучение на базе собственной инфраструктуры столкнулись с нехваткой вычислительных мощностей, а взрывной рост пользователей локально развернутых платформ — учеников и студентов — вызвал деградацию качества внутренних сервисов, например, файловых хранилищ и почты.

Облако для обучения от «ИТ-ГРАД»
В рамках акции «С заботой к образованию» облачный провайдер «ИТ-ГРАД» (входит в Группу МТС) предоставил нескольким университетам Казахстана ресурсы в облаке не взимая оплату, а также оказал консультационную поддержку. В частности, виртуальные мощности получили КГУ им. А. Байтурсынова и Казахский национальный педагогический университет имени Абая.

Использование облачных сервисов дает возможность повысить отказоустойчивость и обеспечить доступность любых критичных систем. Образовательные системы — не исключение. ВУЗы и школы могут перенести в облако большинство процессов. Среди них:

• проведение удаленных семинаров и лекций;
• аттестации и тестирование учащихся;
• организация доступа к библиотечным фондам и внутренним публикациям учебного заведения;
• организация онлайн-хранилища методических материалов в форматах презентаций, видео-лекций.

Внедрение современных технологий дает возможность вне зависимости от физического присутствия преподавателя и студентов в аудитории проводить занятия согласно расписанию, как того требует МОН РК, а облачная инфраструктура помогает учебным заведениям разгрузить собственные ресурсы и предоставлять образовательные услуги максимально качественно.

Рекомендации по внедрению системы удаленного обучения

Некоторые задачи, такие как удаленное обучение, часто откладываются администрацией в «долгий ящик». Будем честны, без вынужденной необходимости эта проблема могла просуществовать в том же виде еще не один год. Так что коронавирусная пандемия стала, пусть и негативным, но катализатором цифровизации учебных заведений.
Собрав обратную связь от преподавателей и администраторов, мы подготовили небольшой чек-лист. Пройдя по всем его пунктам, вы сможете существенно облегчить процесс перехода на дистанционное обучение.

Организационная подготовка
• Начните с преподавателей и убедитесь, что они владеют базовыми навыками работы с компьютером и используемыми решениями. Если у кого-то наблюдаются проблемы с освоением технологий, выделите им в помощь одного из системных администраторов или студентов.
• Составьте инструкции по пользованию доступными вашей организации платформами дистанционного обучения. Проведите внутреннее тестирование сотрудников и убедитесь, что ни у кого нет технических проблем.
• Подготовьте исчерпывающую схему всех компонентов образовательного процесса. Не забудьте указать (с учетом существующих вычислительных мощностей), что на текущий момент доступно онлайн и что требуется перевести в кратчайшие сроки.
Внедрение облачных технологий
• Вовсе не обязательно переносить в облако абсолютно все ИТ-ресурсы и сервисы учебного заведения. В первую очередь имеет смысл разгрузить внутренние ресурсы за счет миграции наиболее «тяжелых» компонентов.
• Устройте, насколько позволяют мощности, собственное нагрузочное тестирование. Выделите слабые точки, выявите при помощи системного администратора их причину и при необходимости произведите масштабирование.
• Наращивайте мощности постепенно. Облако прекрасно тем, что масштабирование в нем — вопрос считанных часов.
• Если учебный процесс не требует вынесения в облако конфиденциальных данных, имеет смысл арендовать ресурсы в публичном облаке.

Облако для КГУ им. А.Байтурсынова

Специалисты КГУ уже имели внутренний опыт взаимодействия с дистанционными технологиями обучения. В 2012 году в университете были внедрены системы Moodle и BigBlueButton. Однако с повышением нагрузки в результате перехода на полностью удаленную модель обучения мощности сервера университета перестали обеспечивать достаточное быстродействие. В частности, это коснулось сервисов электронной почты, электронной системы регистрации заявок и файловых сервисов.
В рамках акции «ИТ-ГРАД» предоставил КГУ им. А. Байтурсынова виртуальную машину в публичном сегменте. Благодаря переносу в облако онлайн-занятий, вебинаров и конференций BigBlueButton, то есть самых ресурсоемких сервисов, производительность существенно выросла.

«Благодаря предоставлению облачной инфраструктуры мы смогли разгрузить наши собственные ресурсы и, как следствие, предоставлять образовательные услуги в этот период более качественно.
Что касается панели управления, настройки и использования облачной инфраструктуры — никаких серьезных вопросов или проблем у нас не возникло.
Хотелось бы отметить качество предоставляемых ресурсов. Наш собственный сервер от Supermicro со схожими характеристиками в часы-пик не выдавал того быстродействия, которое мы получили на виртуальном сервере в вашей инфраструктуре. Высокой оказалась стабильность работы облака: отсутствуют какие-либо серьезные проблемы и просадки.
Также хотелось бы отметить работу технической поддержки «ИТ-ГРАД»: когда у нас возникла проблема со скоростью доступа к облаку по вине нашего провайдера, специалисты техподдержки выходили на представителей магистральных провайдеров для выяснения и выявления проблем. На текущий момент мы занимаемся организацией и внедрением дополнительных сервисов для работы в дистанционном режиме.»

Главный администратор по ПО

Костанайского Государственного 

Педагогического Университета им. У.Султангазина

Фаршатов Сергей Талгатович

По данным университета, параметры CPU и RAM выделенной машины не выходят за пределы допустимых значений. При средней нагрузке (22 одновременных занятия, 22 преподавателя и порядка 280 студентов) исходящий трафик поднимается до 50мб/с. По словам технических специалистов КГУ, виртуальная машина без каких-либо значимых затруднений способна работать при >500 входящих подключений.

Облако надежного провайдера – это оптимальный инструмент для организации дистанционного обучения. Технологии виртуализации могут стать надежной основой не только на период карантина, но и в долгосрочной перспективе, помогая образовательным учреждениям оптимизировать затраты на ИТ и обеспечить высокую доступность важных систем. Так или иначе, время диктует свои порядки. Если еще 10-15 лет назад школы и ВУЗы могли позволить себе полностью оффлайн-существование, то теперь для поддержания высокого уровня образовательного процесса не обойтись без современных технологий.
Назад к списку новостей